Монументы, мемориалы и арт-объекты: имеется ли будущее у памятников
В городах крупные памятники на могилу в Воронеже граничат с арт-объектами, при этом и те, и прочие делаются предлогом для социальной обсуждения вопроса. Сообщаем, как меняется образованный контекст в оформлении муниципального места.
В разговорной речи словом «памятник» довольно часто называют любое фигурное здание, будь то фигура знаменательного деятеля, животного или богатыря мультфильма.
Но памятник — это произведение крупного искусства, увековечивающее память об некоторых исторических мероприятиях и людях. Другими словами сообщить «у нас в городе раскрылся памятник козе» не правильно, однако ошибкой не считается.
Такая лингвистическая неразбериха, по словам филологов, возможно, происходит потому, что уличная фигура — явление относительно вчерашнее и в языке просто еще нет комфортного обозначения для таких субъектов.
Есть еще понятие «мемориальное сооружение» — произведение архитектуры и выразительного искусства в память о важных мероприятиях прошлого и великолепных персонах. Мемориальные сооружения были еще в старинном мире — это курганы, могилы, пирамиды и мавзолеи. К более ранним относят победные арки, стелы, обелиски и крупные архитектурно-скульптурные композиции.
Фигура — это все объекты выразительного искусства, имеющие масштабную форму (скульптуры, бюсты, рельефы, отвлеченные композиции). Фигура бывает крупной и подставочной. Крупные изваяния именно посвящены знаменитым людям и могут быть частью памятного сооружения, а подставочная фигура рассчитана на понимание с ближайшего отдаления и в большинстве случаев не ведет взаимодействие с архитектурой — к примеру, Чижик-пыжик на бульварной Фонтанки.
Арт-объект — пластическая художественная композиция на разные темы, вызывающая ослепительный чувствительный резонанс у посетителя. Довольно часто термин используют как конструкция понятия «современная скульптура». При этом далеко не всегда арт-объект имеет знаменательную или цивилизованную ценность.
Диалог о фигурных памятниках в том виде, в котором мы их знаем, стартует с античности. Древнейшие греки славили не только лишь богов, но также и людей — их силу, красоту и великолепие. Великолепными примерами считаются Дорифор, Дискобол, Афродита Милосская (Афродита), Прорицатель. К слову, 25-летние исследования установили, что первоначально итальянские скульптуры были разноцветными, а не белыми, как все мы пристрастились размышлять.
Римляне хотя и воспроизводили почти во всем греков, однако все же оставались верны себе — почитали родственников и славили империю. Закоренелые фигурные виды Старого Парижа — «оратор», «жрец», «полководец», «божество». В тот же день появляется и первая конная скульптура, которая будет популярна в дальнейшие столетия.
В начальном Средневековье памятников отдельным персонам в Европе не устанавливали — богомольным они напоминали языческих кумиров. Основными «памятниками» стали католические соборы.
В XV столетии фигура снова приобретает независимость. В роли образца ученые называют скульптуру Гаттамелаты Донателло. Она сделана из бронзы — более выпуклый источника, и есть сама, как любой современный городской памятник. А в XVIII столетии индивидуальные памятники начали увеличиваться, как грибы после дождя, и основной их целью было прославлении безоговорочной империи. Великолепие, престиж, неуязвимость — характерные особенности монументов той эпохи.
В РФ первый памятник появился в Санкт-Петербурге лишь при Петре I. Монарх просил Бартоломео Растрелли запечатлеть в камне «первого российского солдата», конюха Сергея Бухвостова.
Как раз он был первым добровольцем, записавшимся в «потешные» войска одиннадцатилетнего Петра, а затем не менее 30 лет верно служил в Преображенском полку.
Скорее всего, памятник сгорел при пожаре 1747 года в здании Кунсткамеры. Но несмотря на это первый фигурный памятник Города Москва — Минину и Пожарскому — поставленный в 1818 году, до сегодняшнего дня скрашивает Красную площадь.
В 2020 году к 150-летию со дня рождения Ленина среди жителей России вели выборочный опрос, в итоге которого обнаружилось: лишь 7% жителей сохраняют инициативу снять памятники главарю революции с улиц и площадей. Абсолютное большинство (56%) полагает, что он сыграл позитивную роль в российской истории.
А Дзержинскому свезло меньше — насчет возвращения памятника создателю ВЧК на Лубянку вспыхнули серьезные влечения. Вопрос, отвечает ли эта знаменательная личность нынешним эталонам, так и остался открытым.
Споры о том, какие памятники должны остаться, а какие пора разрушать, были всегда. Еще в Старинном Париже действовало так именуемое «проклятие памяти» — Damnatio memoriae — особая форма посмертного санкции для императоров-узурпаторов и неблагочестивых полководцев. Было принято убивать все изображения человека, запятнавшего себя безнравственным действием.
И в настоящее время люди активно сражаются за то, чтобы выкинуть нежелательных героев прошлого. Довольно вспомнить вчерашние протесты под девизами White Lives Matter («Жизни темных имеют значение») и многочисленный демонтаж памятников конфедератам.
Временами изваяния, утратившие прежней «статус», обретают вторую жизнь. К примеру, в пригороде Будапешта есть парк утилизированных скульптур эпохи революционной Венгрии. А один в РФ музей статуй прямо на улице «Музеон» за 20 лет приютил более 700 разных экспонатов.
В XX столетии случился настоящий памятниковый расцвет. В особенности это было существенно в РФ после 1918 года — монументы ставили революционерам, общественным функционерам, беллетристам, певцам, дизайнерам, экспертам.
Это было последствием ленинского плана «монументальной пропаганды». Ленин, воодушевленный «Городом Солнца» Кампанеллы, думал, что неподвижные герои пробуждают штатские ощущения и содействует обучению молодого поколения.
Тогда зародилась советская фигурная школа, представители которой позднее будут создателями огромных (в прямом смысле слова) работ, посвященных победе в Великой Российской: мурманский «Алеша», «Родина-мать» в Волгограде, памятник моряку и бойцу в Севастополе, «Перекуем клинки на орала» в городе Москва, «Героям-панфиловцам» в Дубосеково, «Тыл-фронту» в Магнитогорске и прочие.
Мощные сооружения были призваны показать силу духа и великолепие народа, однако к концу века появляется запрос на иные памятники — незначительных габаритов, которые можно пересмотреть на уровне глаз и пощупать.
Крупная фигура, по словам специалистов, равномерно видоизменилась в арт-объект — пропадает престиж и героизация. К примеру, памятник Довлатову в Санкт-Петербурге, купцу-основателю города в Ставрополе, памятники Булату Окуджаве в Ростове на дону и полицейскому в Нижнем Новгороде.
Также, в огромном количестве стали возникать неформальные фигурные композиции — доцент из «Джентльменов удачи» , сантехник, вылезающий из люка, обломовский диван и клизма.
В 2020 году возникла электронная хрестоматия наиболее необычных памятников РФ, в числе которых «Очки Леннона», «Огурец на вилке», «Йошкин кот». Но лидером всенародного голосования стал памятник «Тувинской письменности».
Необычные памятники есть не только лишь в РФ. За последние 50 лет во всем мире было основано множество фигурных композиций, которые до сегодняшнего дня обращают на себя внимание аудитории.
Некоторые из них стали истинными знаками городов: бык с Уолл-стрит, огромная дурак и зацепка в Праге, стокгольмская свинья в костюме, летящий в воздухе кран в испанском Кадисе, восьмиметровая вилка, улетающая из Женевского моря, «Облачные врата» в Чикаго и прочие. Довольно часто такие памятники делаются местами притяжения для путешественников, которые способны ожидать часами, чтобы сделать фото с серебряной достопримечательностью.
Определенные создания могут удивить неискушенного посетителя: в Кельне есть памятник испражняющемуся стихотворцу, в пригороде Сеула огромную нужду справляет семья серебряных «людей», а около научно-исследовательского центра им. Вейцмана в Израиле стоит памятник заднице.
Если вы были рядом со столицей Норвегии Христиания, вам в обязательном порядке предложат посетить парк статуй Густава Винеланда. Всего в нем располагается более 200 статуй, в числе которых знаменитая композиция «Человек, атакованный младенцами».
В Ирландии располагается сад для медитаций с страшными фигурами из черного гранита. По словам создателя статуй В. Лангхельда, как раз в такой окружающей среде можно одолеть кризис среднего возраста.
Современные специалисты все чаще и чаще идут к выводу, что атмосфера оказывает влияние на нас намного мощнее, чем мы размышляли раньше. Внутренние знаки, зрительные виды, такие как памятники, не только лишь говорят нам о прошлом, но также и влияют на наши чувства, ощущения и действия.
Вчера в РФ продолжают устанавливать монументы в стандартном стиле повелителям, священным и военачальникам, но, согласно заявлению специалистов, намного чаще это соединено «с идейным запросом времени».
При этом все меньше живописцев способны создавать другое социальное место — однозвучное времени и расположениям жителей города. Начав расти в свежие, отечественный паблик-арт равномерно покоряет сердца людей. Одни из наиболее популярных образцов — «Счастье не за горами» Бориса Матросова в Перми и памятник клавиатуре Анатолия Вяткина.
Согласно заявлению живописца Жанны Звягинцевой, паблик-арт нужен, чтобы заменить отношение людей к тому месту, где они лично живут, сделать его весомым. По ее мнению, сегодня есть спрос на высококачественную созидательную среду. И преобразовывать место можно с не только лишь при помощи статуй (из бронзы, стали, пластика и стекла и прочих материалов), но также и медийных инсталяций и перфомансов.
Также, паблик-арт — это еще и вероятность построить разговор с сообществом, «обсудить» наболевшие вопросы. Даже если они такие сложные как Холокост.
Сегодняшнее искусство не только лишь может, но также и должно соединять людей в условиях поляризации мнений, полагают представители общественного искусства. К примеру, во время самоизоляции возник офлайн-проект «Вместе», когда стандартный зеленый забор преобразовался в большой пазл, детали которого собственноручно сделали обычные граждане находящегося в московской области поселка.
А во время арт-фестиваля в Нижегородской области в запущенном дивном парке определили установку «Все это далеко не сон», которая, и в том числе, ответила на вопрос, как искусство вполне может быть необходимым: стало не только лишь красиво, но также и ясно.
Сегодня современные фигурные композиции и арт-объекты в городах все чаще и чаще появляются по инициативе частных лиц, к примеру, больших строителей, которые планируют создать ту созидательную среду и у которых есть на это средства. Как раз так что в городе Москва вышли муми-тролли, отвлеченные композиции и собственная скульптура Воли.
В 2020 году в рамках национального экспериментального проекта Art UK в Лондоне провели первый комплексный аудит муниципальных статуй и памятников. Обнаружилось, что огромная часть из них посвящены знаменитым мужчинам, при этом лишь 0,9% — разноцветным мужчинам.
А статуй животных в два раза больше, чем памятников знаменитым девушкам. Власти английской столицы выделили более ?1 млрд на создание комиссии, которая будет заниматься пересмотром памятников, чтобы учесть достижения всех, кто привнес собственный вклад в развитие города.
Мысль о том, что необходимо призадуматься над тем, кто мы сегодня и как поменялись наши ценности за последние 200 лет, сохраняет и североамериканский художник-концептуалист Хэнк Уиллис Томас.
С его точки зрения, в 21 столетии мы можем помнить о том, что история — это лишь интерпретация происшествий прошлого, а не правда в заключительной инстанции, из-за этого пора отказаться от идеи «вечных» памятников. Кроме того есть герои, которых несправедливо позабыли просто потому, что у них был плохой пиар.